Тематические статьи

Гонконгский кинематограф

Распечатать
Отправить другу
08:22 // 18 марта 2014 года
Брюс Ли - самый известный актер гонконгских фильмов
Брюс Ли - самый известный актер гонконгских фильмов

Рождение гонконгского кинематографа

Зарождение кинематографа Гонконга приходится на начало ХХ века – «немую» эру. Первый фильм был снят здесь в 1909 году одним из зарубежных режиссеров. А в 1913 году уже местный режиссер Ли Миньвэй (Li Minwei) своей картиной «Чжуанцзы испытывает жену» выпускает первую полностью и по-настоящему гонконгскую картину. До начала 30-х годов британская колония была в основном центром проката фильмов, которые снимались в континентальном Китае, прежде всего в Шанхае, и за рубежом. Импульсом для развития собственного производства послужило бегство в Гонконг в 1937 году после оккупации Шанхая японцами режиссеров и актеров шанхайской киностудии. Вместо сентиментальных лент эти кинематографисты начали снимать в Гонконге сюжеты с политическим антияпонским подтекстом, т.н. «фильмы сопротивления». Однако в период оккупации территории (1941-1945 гг.) японцы ввели жесточайшую цензуру, и ни одного китайского фильма за этот период выпущено на экран не было.

Середина 20 века: китайскую культуру – в широкие массы

В конце 40-х и в 50-е года в Гонконге в основном снимаются черно-белые ленты либо повествующие о нищенском существовании и тяжелой доле современных китайцев, либо воссоздающие на экране произведения классической китайской литературы. Заметное место занимают также постановки в кино кантонской оперы. Среди фильмов этого периода можно вспомнить, в частности, такие картины местных режиссеров, как «Тайны цинского двора» (1948) режиссера Чжу Шулиня (Zhu Shulin), или «A-Q» (1957) режиссера Юань Янаня (Yuan Yangan). Интересно отметить, что в качестве музыкального сопровождения многих гонконгских фильмов 50-х и начала 60-х гг. (за исключением кантонских опер и экранизаций китайской истории и «легенд») использовались произведения западной классической музыки или их аранжировки.

60-е гг.: любовные истории, боевики и серьезное кино

Вслед за начавшимся в Гонконге в 60-е гг. экономическим подъемом содержание гонконгских фильмов стало более оптимистичным и легким. В их центре оказались наивные романтические «love-story» с явным привкусом бродвейских постановок. Огромную популярность в колонии и за ее пределами получили фильмы о боевых искусствах, которые выходили на экраны в 70-80 гг. Своим успехом они обязаны незаурядному таланту киноактера и режиссера Брюса Ли (китайское имя – Li Xiaolung – Ли Малый Дракон), вернувшегося тогда в Гонконг после нескольких лет работы в Голливуде.
В те же годы помимо подобных боевиков на экраны территории выходят серьезные психологические и исторические картины. В частности, в 1975 появляется фильм о жизни китайского средневекового поэта Цюй Юаня – режиссер и исполнитель главной роли Бао Фан (Bao Fang).
storyofipman2.jpg

Ориентация на Голливуд

К концу 70-х гг. под влиянием конкуренции со стороны западного кино и телевидения количество производимых в Гонконге фильмов сокращается до 100 картин в год. В сложившейся ситуации кинематографисты Гонконга настойчиво ищут новые актуальные темы и с конца 80-х гг. все чаще обращаются к жизни тех, кто в преддверии перехода колонии под юрисдикцию КНР оказался перед нелегкой дилеммой – остаться на родине или эмигрировать за границу.
Тогда же наряду с такими серьезными психологическими картинами продолжается выпуск и немалого количества продукции поп-культуры. На экранах идут фильмы о привидениях и вампирах, о гангстерах и полицейских ну и, конечно, о любви. В 90-е гг. кино Гонконга захлестывает волна картин о мафиозных триадах. Тогда же все более откровенными становятся и любовные сцены.

Первая киностудия и «отец» гонконгского кино

Первопроходцем и крупнейшей компанией по производству фильмов в Гонконге является «Shaw Brothers Studio» (основана в 1924 году в Сингапуре братьями Шао), которая в 1934 году выпустила первый гонконгский звуковой фильм. Студия наиболее всего известна фильмами в жанре боевых искусств – «Выпей со мной», «Пятеро ядовитых», «Храбрый лучник», «Однорукий меченосец», «36 ступеней Шаолиня», «Боец с шестом». Среди авторов этих фильмов режиссеры Ху Цзиньцюань (King Hu), Лю Цзялян (Liu Jialiang) и Чан Чэх (Chang Cheh).
Основателю гонконгской кинокомпании «Golden Harvest», знаменитому кинопродюсеру Гонконга Рэймонду Чоу (Raymond Chow Man-Wai) принадлежит решающая заслуга в открытии миру талантов Брюса Ли, Джеки Чана (Jackie Chan) и многих других мастеров боевых искусств. Кроме того, он внёс огромный вклад в формирование жанра боевиков в «стиле кунфу» в их современном виде.
Hong-Kong-film-pioneers-001.jpg

Гонконгское кино: в тройке мировых лидеров

В настоящее время Гонконг ежегодно производит более ста фильмов и занимает по этому показателю третье место в мире после США и Индии. Себестоимость производства одной картины здесь составляет в среднем 1 млн. долл. США, что в пять с лишним раз дешевле, чем в Голливуде. В Гонконге популярные актеры кино нередко являются одновременно и звездами «канто-попа» – местной разновидности популярной культуры, базирующейся на незамысловатых песенках, исполняющихся на кантонском диалекте китайского языка смазливыми красавцами. Именно поэтому в конце 80-х гг. мафия шоу-бизнеса стала активно проникать в кинобизнес, что противоречило интересам гонконгских властей. К тому же заметный урон киноиндустрии нанес азиатский экономический кризис 1998 года, под воздействием которого количество выпускаемых фильмов сократилось на 30%. Выделив на поддержку гонконгского кино более 100 млн. долл. США и учредив в 1999 г. Комитет по развитию кинематографии, Правительство САР помогло ему довольно быстро оправиться от потрясений.

Гонконгское кино: для всех и не для каждого

Фильмы в Гонконге снимаются в расчете на определенную аудиторию, поэтому здесь можно увидеть как непритязательные по содержанию фильмы-экшэн (их большинство, и они успешно конкурируют с голливудскими блокбастерами), так и подлинно элитарное кино. Успех гарантируется любой ленте о боевых искусствах и мафиозных разборках, в которых снимаются такие любимые зрителями Гонконга актеры, как Джеки Чан, Чоу Юньфат (Chow Yun-Fat) – трижды призер Гонконгской академии киноискусств в номинации «лучший актёр», призер Американской кино-академии за роль в фильме «Крадущийся тигр, притаившийся дракон», и Джет Ли (Li Lianjie) – высококлассный спортсмен «ушу», обладатель премии Гонконгской академии киноискусств в номинации «лучший актёр». Все эти актеры не только имеют богатый опыт работы в Голливуде и Гонконге, но и выполняют без дублеров сложнейшие трюки, а обаятельный комик Джеки Чан даже выпускает специальные ролики, повествующие о довольно серьезных травмах, полученных им в ходе съемок сложных эпизодов. Кстати, весьма удачным оказался и режиссерский дебют этого уроженца бывшей британской колонии в Голливуде – комедии «Час пик» и «Шанхайский полдень». К тому же он является одним из успешных продюсеров.
esq-04-best-movie.jpg

Гонконгские режиссеры – звезды мирового кино

Элитное кино Гонконга пользуется большим авторитетом на мировой арене. Достаточно упомянуть здесь хотя бы некоторые имена. Гонконгский кинорежиссер, сценарист и редактор Джон Ву (John Woo Yu-Sen) оказал существенное воздействие на стиль кинематографии ряда стран в 1990-х гг. Это влияние трудно не заметить даже у таких разных режиссёров, как Люк Бессон и Квентин Тарантино. Его вышедший в 1986 году в Гонконге гангстерский фильм «Лучшее завтра» побил все рекорды популярности. А снятые в последующие годы «Наемный убийца» (1989 г.), «Пуля в голове» (1990 г.) и «Круто сваренные» (1992 г.) принесли ему мировое признание. В этих фильмах он находит свой почерк с характерной для него кровавой эстетикой жестокости и насилия. Получив приглашение в Голливуд, он снимает там такие известные картины: «Трудная мишень» (1993), «Сломанная стрела» (1995), «Без лица» (1997 г.), «Миссия невыполнима-2» (2000 г.), «Говорящие с ветром» (2002 г.), «Битва у Красной скалы» (2009 г.).
1.jpg

Ярко выраженным индивидуальным стилем обладает другой известный гонконгский режиссер Вонг Кавай (Wong Kar-Wai). Чаще всего его имя произносится иностранцами как «Вонг Карвай», но с точки зрения звучания на кантонском диалекте лучше произносить «Ка вай». В его фильмах мастерски раскрывается психологическое состояние героев, переживающих разобщенность и одиночество. Он дебютировал в кино в 1988 г., сняв не без влияния Мартина Скорсезе, криминальную мелодраму «Пока не высохнут слезы». Вершинами его творчества последних лет стали картины «Счастливы вместе» (приз Каннского кинофестиваля за режиссуру в 1997 г.) и «Любовное настроение» (приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль в 2000 г.). В 2006 г. Кавай был председателем жюри Каннского фестиваля, в 2007 г. выпустил первый фильм с американскими актерами – «Мои черничные ночи». Один из его самых интересных фильмов – фантастическая мелодрама «2046» (вышел в 2004 г.), герой которой пишет книгу о том, каким станет Гонконг через 50 лет после его передачи под юрисдикцию КНР.
in_the_mood_for_love_03.jpg

Гонконгская кинематография имеет широкие международные связи. Она входит в «Азиатскую федерацию кинопродюсеров» (основана в 1954 г.), которая объединяет страны Юго-Восточной Азии и проводит ежегодные фестивали в странах-участницах. С 1977 г. гонконгские кинематографисты ежегодно (в апреле) проводят свой двухнедельный Международный кинофестиваль. В эти дни в Гонконге можно увидеть более ста картин из многих стран мира. Большой интерес вызывают также устраиваемые в рамках фестиваля ретроспективные показы, тематические вечера, выставки.
Добавить комментарий
Skip Navigation Links.

Добавить комментарий

ПогодаПодробнее
11 декабря, воскресенье
+19...+23
12 декабря, понедельник
+19...+24
13 декабря, вторник
+20...+25
14 декабря, среда
+18...+22
Курсы валютПодробнее
1 USD =  -1 HKD
1 EUR = -1 HKD
HSI = 22760,98
(-0,44%)
Последнее обновление: 11.12.16 02:01
Популярные темы форума
Войти
Забыли пароль?