Тематические статьи

Обыкновенный парень Джеки Чан

Распечатать
Отправить другу
13:41 // 25 ноября 2009 года
Добродушный парень Джеки
Добродушный парень Джеки

Всемирно известный гонконгский и американский актер, кинорежиссер, продюсер, сценарист, каскадер, постановщик боевых сцен и трюков, певец, бизнесмен, посол добровой воли и просто один из живых символов современного Китая Джеки Чан (подлинное имя Фан Шилун) родился в Гонконге 7 апреля 1954 года. Один из его псевдонимов – Чань Ганшэн – так и переводится с китайского языка – «рожденный в Гонконге». Но своим соплеменниками он больше всего известен под именем Чань Лун – «Ставший драконом». За свою более чем тридцатилетнюю творческую жизнь он снялся почти в ста фильмах и записал сто с лишним песен. Немногие кинематографисты Гонконга, да и вообще Азии, пользуются такой творческой и финансовой свободой, как Джеки Чан. Когда он обращался на всемирно известную гонконгскую киностудию «Golden Harvest» с идеей своего очередного фильма, её менеджеры говорили что, «деньги и сроки не имеют значения». У Джеки более двадцати гонконгских и зарубежных кинематографических наград, его «звезду» можно увидеть на «Аллее звезд» в Гонконге, «Аллее звезд» в Голливуде и на Старом Арбате в Москве. Однако «Дракон Чан» – не только культовая фигура в мире кино, но и известный на всех континентах деятель в сфере благотворительности. Вдохновленный филантропией Билла Гейтса и Уорена Баффетта, Джеки Чан в 2006 объявил, что завещает половину своего состояния на благотворительные цели. Он регулярно выступает как «посол доброй воли» в акциях помощи пострадавшим от стихийных бедствий, спонсирует мероприятия ЮНИСЕФ и других детских организаций. В 2008 г. он совершенно бесплатно разносил по миру весть о Пекинской Олимпиаде, а сейчас является лицом крупнейшей международной выставки ЭКСПО-2010, которая вскоре состоится в Шанхае. С экранов телевизоров он призывает гонконгцев не мусорить и не покупать пиратские фильмы. А еще он открыл в Гонконге клуб здоровья «Jackie Chan Sport» и придумал специальную программу тренировок. Под торговой маркой «Джеки Чан» выходит недорогая разнообразная и популярная у покупателей одежда (джинсы, шляпы, панамы). Он наладил производство собственной линии средств натуральных ингредиентов по уходу за кожей «The Jackie Chan Skin Care Line». Наверно, трудно найти сферу деятельности, где бы ни оставил своей след этот всесторонне одаренный, энергичный человек. И все же Джеки Чан – это, прежде всего, человек кинематографа.

***

Как и многие другие будущие реформаторы гонконгского кино, пришедшие в профессию в 70-е годы, Джеки Чан начинал статистом-каскадером на студиях «Shaw Brothers» и «Golden Harvest». По признанию самого актера, немалую роль в постижении им основ становившихся тогда все более популярных боевиков кун-фу сыграли годы упорного и нелегкого труда, проведенные им ранее в гонконгском отделении Пекинской оперы (точнее говоря, китайской музыкальной драмы – многогранного сценического действа, вобравшего в себя древние культурные традиции Китая). Именно тогда Джеки профессионально овладел вокалом, балетом, декламацией, акробатическими трюками и приемами боевых единоборств. Наряду с этими качествами строгие педагоги прививали будущим артистам Пекинской оперы способность невозмутимо сносить на сцене любую боль. Снимавшиеся в те годы боевики кун-фу с участием Брюса Ли требовали большого количества каскадеров, умеющих стоически переносить очень болезненные удары и падения, в главное – готовых сниматься за гроши и без страховки. Не удивительно, что идеальным кандидатом на амплуа дублера главного злодея оказался молодой Джеки Чан, которому даже довелось получить пару оплеух от Брюса Ли в «Кулаке ярости». После внезапной смерти Великого Мастера в 1973 г. пробиться на главную роль в фильмах о боевых искусствах мог только клон Брюса. Постановка Джеки перед собой подобной сверхзадачи могла означать только одно – полную утрату собственной индивидуальности. И он вовремя убедился в этом на личном опыте. После того, как все семь лент, в которых Джеки Чан снялся у режиссера Лю Вея (тот сделал два самых удачных фильма с Брюсом Ли), потерпели неудачу в прокате, он решил изменить правила киноигры и заменить бесстрашного супергероя восточных единоборств заурядным, неуклюжим недотепой, который на деле оказывается очень ловким и смекалистым парнем. Впервые комический кунфуист в исполнении Джеки Чана появился в гонконгском фильме «Змея в тени орла» (1977) режиссера Йен Ву-пина. Еще больший успех ожидал их вторую совместную картину – легендарного «Пьяного мастера» (1978). Этот невероятно кассовый фильм привнес в гонконгский кинематограф новый жанр комедийного кун-фу, в котором нашли продолжение традиции гэгов немого кино. Свободные импровизации Джеки Чана на темы боевых искусств в «Пьяном мастере» наглядно продемонстрировали его незаурядное актерское дарование. Однако для полного самовыражения ему нужно было стать «играющим режиссером», поскольку он знал, что никто другой не снимет его так, как следует. Судьба оказалась к нему благосклонна – вскоре после триумфа «Пьяного мастера» студия «Golden Harvest» заключила с Джеки контракт, зафиксировавший его новый статус «играющего режиссера». Тогда же глава студии Реймонд Чоу, некогда открывший Брюса Ли и мечтавший повторения американского коммерческого успеха своего первого подопечного, отправил «Ставшего драконом» завоевывать Голливуд.

Встреча супер популярного в Азии Джеки Чана с заокеанской «фабрикой грез» окончилась неудачей. Однако даже провал первых американских фильмов с его участием (например, «Драка в Бэттл-Крик», 1980) сыграл конструктивную роль в подходе нашего героя к последующему реформированию в 80-е годы гонконгского боевика. Убедившись, насколько архаично и провинциально выглядел на фоне профессионализма и жанрового разнообразия Голливуда тогдашний кинематограф Гонконга, он понял, что и как нужно сделать у себя дома. Что же касается оценки собственного уровня актерской техники, то здесь Джеки мог с удовлетворением отметить, что на голову превосходит как голливудских постановщиков драк, так и звезд-исполнителей этих сцен. Вместе с тем, именно мировая столица кино с ее наследием «большой тройки» немого кино – Чаплина, Китона, Ллойда – подсказала актерской интуиции Джеки Чана первостепенную важность для комика уникальности собственного экранного образа. Вывод из итогов пребывания в США напрашивался сам собой: взять лучшее из Голливуда и соединить его с тем позитивным, что есть в Гонконге.

Первым гонконгским трюковым фильмом в творческой биографии «играющего режиссера» Джеки Чана стал «Проект «А» 1983 года, который положил начало новому этапу в развитии кино Гонконга. В этой картине наряду с привычными акробатическими трюками и приемами боевых единоборств он впервые модернизирует гэги мирового кинематографа. В частности, гэг Гарольда Ллойда, висящего на стрелках башенных часов, Джеки трансформировал в опасный трюк: выпустив из рук часовую стрелку, он летел вниз и гасил скорость падения, пробивая телом матерчатые навесы – в дальнейшем этот прием стал визитной карточкой его стиля. Другой характерной новацией фильмов Джеки Чана 80-х годов явилась его принципиально иная трактовка поединка, который был им лишен нарочито романтического пафоса. Сохраняя за схваткой (герой дерется один на один или один сразу против всех) центральное место в фильме, режиссер не превращает её в традиционное для лент в жанре кун-фу противостояние различных мировоззрений. Герои Джеки больше не медитируют на пустынном морском берегу перед решающим поединком, а демонстрируют выразительные приемы фарса с мордобоем и преследованиями, разрабатывавшимися еще режиссерами немого кино, и мастерски импровизируют в реальной обыденной пространственной и предметной среде, перенося потасовки на узенькие гонконгские улочки, в ресторанчики и портовые пакгаузы. В поставленных Джеки Чаном драках трудно отделить гэги от элементов акробатики и кун-фу, но это всегда оригинально и зрелищно, о чем свидетельствуют многочисленные награды Гонконгской киноакадемии (Hong Kong Film Awards) в номинации Лучшая постановка (Best Action Design).

Сложные и опасные фигуры новой хореографии Джеки Чана вызвали к жизни каскадеров новой формации. Поэтому ему потребовалась единая команда, готовая, как и он, исполнять десятибалльные по шкале риска трюки, стилизованные под любой стандарт (например, типа Индианы Джонса, Джеймса Бонда и т.п.). В этих целях он создает собственный интернациональный «Клуб каскадеров Джеки Чана» (Jackie Chan's Stuntmen Club), из собственного кармана оплачивает их работу, экипировку и лечение травм. Клуб дебютировал в «Полицейской истории» (1985) – первом модернизированном полицейском триллере Гонконга, наглядно продемонстрировавшем преимущества современного городского ландшафта в качестве арены для трюковых сцен. Эталоном в исполнении самых сложных элементов неизменно остается сам Джеки. И чем старше он становится, тем выше поднимает планку профи. В сорок три года на съемках «Первого удара» он исполнял смертельный прыжок с горной вершины на летящий вертолет семь раз, а последующее падение с вертолета в ледяную прорубь – двадцать четыре раза! В свои сорок четыре, снимая «Кто я?», он совершает головокружительную пробежку по стене небоскреба в Роттердаме. «Я знаю, – оправдывает свой каскадерский максимализм Джеки Чан, – что зрители хотят видеть на экране меня, а не моих дублеров. Поэтому я должен исполнять всё сам». О том, чего стоит ему эта опасная, но честная работа, можно судить по роликам из дублей его наиболее сложных трюков, которые он неизменно показывает зрителям на фоне заключительных титров своих фильмов. А работа действительно опасная – ни одна страховая компания в мире не соглашается заключить с ним контракт на время съемок. У Джеки вывихнут таз, сломаны пальцы на руках и ногах, нос, обе скулы, оба бедра, грудная кость, шея, лодыжка и почти все ребра. Причем по несколько раз...

К концу 80-х годов в Гонконге постепенно меняется привычный, довольно поверхностный имидж Джеки Чана. Брэнд популярного актера-трюкача и кумира тинэйджеров явно мелковат для классика-реформатора современного кинематографа британской колонии. Признанием подлинных заслуг Джеки Чана в формировании нового облика гонконгского кино становится его избрание президентом созданной на рубеже 90-х Гильдии режиссеров Гонконга, куда вошли такие ведущие мэтры «новой волны», как Джон Ву и Вонг Кавай. Несмотря на все эти достижения, его все же не покидает ощущение того, что он величина не мирового, а регионального масштаба. Как-то в начале 90-х он даже пошутил, что в одном лице является и «Парком юрского периода», и «Инопланетянином», правда, лишь в пределах Юго-Восточной Азии.

Но мировое признание уже ждало Джеки. После триумфа в США «Разборки в Бронксе» (1995) и ошеломляющего успеха в мировом прокате «Первого удара» (1996) и «Часа пик» (1998) Джеки Чан становится всемирно знаменитой кинозвездой. Отныне даже в Голливуде имя Джеки Чана произносится с пиететом, а для взыскательного американского зрителя он – «наследник самого Бастера Китона». Кстати сказать, задолго до голливудских снобов Джеки сам не раз называл этого легендарного комика «великого немого» среди своих любимых киноактеров. Не трудно догадаться, от кого он унаследовал умение находить комичное в простых, казалось бы несмешных ситуациях, непринужденно выполнять невероятные трюки, вносить в лихорадочный ритм комедии смысл и содержание. Но, конечно, на палитре Джеки Чана не только краски Китона. А сколько в нем от Чаплина! Начиная с «Разборки в Бронксе», все герои фильмов Джеки Чана носят его имя, подобно тому, как персонажей Чаплина зовут Чарли. Как и в фильмах Чаплина, стержнем искусства гонконгского актера-режиссера является синтез комического и драматического. Простодушный и изворотливый, сентиментальный и отзывчивый, неудачливый и свободный Джеки Чан, как и маленький бродяга Чарли, способен вызвать любую из эмоций зрителя: от гомерического хохота до глубокой грусти. Но все же между ним и его великим предшественником есть принципиальная разница. В отличие от Чаплина, создавшего на экране образ отверженного неудачника, вызывающего сочувствие, «хорошие парни» Джеки Чана отнюдь не согласны с тем, чтобы считаться «униженными и оскорбленными». Его монахи, полицейские, повара, автомеханики, продавцы и адвокаты в конечном итоге всегда одерживают верх над бандитами и негодяями. Поборники справедливости в трактовке Джеки, как правило, являются носителями трех понятных любому человеку заповедей: отвага – высшая добродетель, спасение женщины – долг каждого мужчины, великодушие к поверженному врагу – удел благородных и сильных духом. Любовь зрителей к Джеки Чану объясняется не только виртуозностью и комичностью его искусства, но и общезначимым смыслом и той жизненной убедительностью, которые неотъемлемы от его экранного образа – маленького, но непобедимого Человека.

Для воплощения образа «мистер Хороший парень» Джеки Чан еще в 70-е годы надел на себя маску владеющего приемами кун-фу комического простака, которую не снимает до сих пор. И давно уже перед ним стоит проблема, как дальше выстраивать отношения с этой маской. Он прекрасно понимает, что стал пленником данного образа и был бы счастлив сменить, наконец, свой имидж. В одном из интервью Джеки прямо заявил, что «он – актер, который умеет драться, а не боец, который может играть». Пытаясь доказать это зрителям и продюсерам, он в последние годы настойчиво ищет себя в новых героях и сюжетах. И он на самом деле разнолик и вместе с тем узнаваем в даже таких различных по жанрам картинах, как драма «Новая полицейская история» (2004), фэнтази «Миф» (2005) или комедия «Роб-Би-Гуд» (2006). Творческий поиск Джеки Чана продолжается и не исключено, что когда-нибудь зритель увидит его в героической роли масштабного исторического фильма. Или его дарование совершенно неожиданным образом по-новому раскроется в романтической мелодраме. Ну, как тут ни вспомнить признание актера о том, что если бы какой-нибудь продюсер дал ему деньги и сказал: «Джеки, сними кино, где не будет драк, а будут только поцелуи и любовь», он бы сделал это с огромным удовольствием. И, может быть, тогда «Дракон Чан» отойдет на второй план, а на его месте простой парень Джеки Чан снимет свои «Огни рампы» и сыграет «своего Калверо», который расскажет нам всю правду о жизни и смерти, любви и творчестве.

Добавить комментарий
Skip Navigation Links.

Добавить комментарий

ПогодаПодробнее
07 декабря, среда
+18...+22
08 декабря, четверг
+18...+23
09 декабря, пятница
+18...+23
10 декабря, суббота
+18...+23
Курсы валютПодробнее
1 USD =  -1 HKD
1 EUR = -1 HKD
HSI = 22800,92
(+0,55%)
Последнее обновление: 07.12.16 20:16
Популярные темы форума
Войти
Забыли пароль?